Д.Д.Шостакович Симфония №7 "Ленинградская"
дирижёр Марис Янсонс
дирижёр Марис Янсонс
Год выпуска диска: 1995
Жанр: Classical, симфоническая музыка
Продолжительность: 01:08:44
Кодек: FLAC
Битрейт: Lossless
Тип рипа: image+.cue
Лейбл: EMI Records
Наличие сканов в содержимом раздачи: да
9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, на стене которой красовалась надпись: "Граждане! Осторожно! При артобстреле эта сторона опасна!" – в городе, где люди каждый день гибли от голода и бомбёжек – при всех зажжённых люстрах, что символизировало презрение к врагу, состоялась премьера Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен!
.
Треклист:
1. Allegretto (26:03)
2. Moderato (Poco allegretto) (10:02)
3. Adagio (16:22)
4. Allegro non troppo (16:17)
- Код: Выделить всё
AUDIOCHECKER v2.0 beta (build 457) - by Dester - [url=mailto:opdester@freemail.hu]opdester@freemail.hu[/url]
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
-=== НЕ РЕДАКТИРУЙТЕ ЭТОТ ФАЙЛ! ===-
Путь: ...NewFlac
1 -=- 01_DSCH_S7_Jansons_1.Allegretto.flac -=- CDDA (100%)
2 -=- 02_DSCH_S7_Jansons_2.Moderato.flac -=- CDDA (100%)
3 -=- 03_DSCH_S7_Jansons_3.Adagio.flac -=- CDDA (100%)
4 -=- 04_DSCH_S7_Jansons_4.Allegro_non_troppo.flac -=- CDDA (100%)
Сводка 100,00% CDDA
215566692
- Код: Выделить всё
Exact Audio Copy V0.99 prebeta 3 from 28. July 2007
Отчёт EAC об извлечении, выполненном 9. июля 2008, 22:57
Unknown Artist / Unknown Title
Дисковод: _NEC DVD_RW ND-3540A Adapter: 0 ID: 0
Режим чтения : Достоверность
Использование точного потока : Да
Отключение кэша аудио : Нет
Использование указателей C2 : Да
Комбинированное смещение чтения/записи : 0
Способность читать области Lead-in и Lead-out : Нет
Заполнение пропущенных сэмплов тишиной : Да
Удаление блоков с тишиной в начале и конце : Нет
При вычислениях CRC использовались нулевые сэмплы : Нет
Интерфейс : Встроенный Win32-интерфейс для Win NT/2000
Обработка зазоров : Не обнаружено, добавлено к предыдущему треку
Выходной формат : Пользовательский кодировщик
Выбранный битрейт : 768 kBit/s
Качество : Высокий
Добавление ID3-тэга : Нет
Утилита сжатия : C:Program FilesExact Audio CopyFLACFLAC.EXE
Дополнительные параметры : -6 -V -T "ARTIST=%a" -T "TITLE=%t" -T "ALBUM=%g" -T "DATE=%y" -T "TRACKNUMBER=%n" -T "GENRE=%m" -T "COMMENT=%e" %s -o %d
TOC извлечённого CD
Трек | Старт | Длительность | Начальный сектор | Конечный сектор
---------------------------------------------------------------------
1 | 0:00.33 | 26:03.52 | 33 | 117309
2 | 26:04.10 | 10:02.45 | 117310 | 162504
3 | 36:06.55 | 16:22.18 | 162505 | 236172
4 | 52:28.73 | 16:17.20 | 236173 | 309467
Трек 1
Имя файла C:DSCH S7 JansonsTrack01.wav
Пиковый уровень 100.0 %
Качество трека 99.9 %
CRC теста F35854BD
CRC копии F35854BD
Копирование... OK
Трек 2
Имя файла C:DSCH S7 JansonsTrack02.wav
Пиковый уровень 72.7 %
Качество трека 100.0 %
CRC теста C79B8925
CRC копии C79B8925
Копирование... OK
Трек 3
Имя файла C:DSCH S7 JansonsTrack03.wav
Пиковый уровень 97.7 %
Качество трека 100.0 %
CRC теста CD3C34B3
CRC копии CD3C34B3
Копирование... OK
Трек 4
Имя файла C:DSCH S7 JansonsTrack04.wav
Пиковый уровень 97.7 %
Качество трека 100.0 %
CRC теста 34FDB093
CRC копии 34FDB093
Копирование... OK
Ошибок не произошло
Конец отчёта
[img=right]http://s006.radikal.ru/i213/1005/90/cb2ff33e002c.jpg[/img]
Первые три части Седьмой симфонии, носящей подзаголовок "Ленинградская", Шостакович написал в блокадном Ленинграде.
Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию".
Во время ленинградской блокады Дмитрий Шостакович вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, умирал от голода, и в это же время с необыкновенным воодушевлением сочинял свою знаменитую симфонию.
Описание:
9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, на стене которой красовалась надпись: "Граждане! Осторожно! При артобстреле эта сторона опасна!" – в городе, где люди каждый день гибли от голода и бомбёжек – при всех зажжённых люстрах, что символизировало презрение к врагу, состоялась премьера Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича.
И зал был переполнен. Организовал этот концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.
[img=right]http://i068.radikal.ru/1410/16/d2b627bd60c3.jpg[/img]
Тогда весь мир был потрясён стойкостью и мужеством ленинградцев-блокадников. Исполнение симфонии передавалось по радио и городским громкоговорителям. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. И, по признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну проиграют.
С огромным энтузиазмом Седьмую симфонию приняли, за рубежом, в союзнических странах. Партитуру симфонии отправили в Соединённые Штаты военным самолётом, а первое исполнение "Ленинградской" симфонии в Нью-Йорке транслировали все радиостанции США, Канады и Латинской Америки.
Первые три части Седьмой симфонии, носящей подзаголовок "Ленинградская", Шостакович написал в блокадном Ленинграде.
Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию".
Во время ленинградской блокады Дмитрий Шостакович вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, умирал от голода, и в это же время с необыкновенным воодушевлением сочинял свою знаменитую симфонию.
Описание:
9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, на стене которой красовалась надпись: "Граждане! Осторожно! При артобстреле эта сторона опасна!" – в городе, где люди каждый день гибли от голода и бомбёжек – при всех зажжённых люстрах, что символизировало презрение к врагу, состоялась премьера Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича.
И зал был переполнен. Организовал этот концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.
[img=right]http://i068.radikal.ru/1410/16/d2b627bd60c3.jpg[/img]
Тогда весь мир был потрясён стойкостью и мужеством ленинградцев-блокадников. Исполнение симфонии передавалось по радио и городским громкоговорителям. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. И, по признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну проиграют.
С огромным энтузиазмом Седьмую симфонию приняли, за рубежом, в союзнических странах. Партитуру симфонии отправили в Соединённые Штаты военным самолётом, а первое исполнение "Ленинградской" симфонии в Нью-Йорке транслировали все радиостанции США, Канады и Латинской Америки.
Комментарий Манашира Якубова приводится с некоторыми сокращениями:
К факсимильному изданию Седьмой ("Ленинградской") симфонии Шостаковича
Рукописные материалы Шостаковича представляют исключительную ценность для исследования творческого процесса от зарождения и формирования замысла до оформления окончательного текста произведения в чистовой рукописи, подготовленной автором к исполнению и изданию. Сохранилось значительное число автографов, отражающих различные последовательные стадии работы композитора: записи тематизма, первоначальные наброски, развернутые эскизы отдельных частей или целых сочинений, наконец, полные черновые рукописи, которые дополнительно дорабатывались при переписывании набело, в ходе репетиций и во время подготовки к печати.
Музыкальные рукописи Шостаковича находятся в основном в Москве : в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ, ф. 204) , в рукописном отделе Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки (ГЦММК, фонд 32) и в Архиве Шостаковича, основанном Ириной Антоновной
Написанная в первые месяцы войны Седьмая симфония занимает исключительное место в биографии композитора. Исполнение монументального произведения, написанного почти целиком в Ленинграде в условиях военной блокады способствовало сплочению антигитлеровской коалиции "Симфония особенно дорога мне тем, что как никогда раньше, я ощутил общественное значение своего труда, возможность учавствовать в справедливой войне средствами своего искусства, - говорил впоследствии Шостакович. - Не зря я работал: музыка помогала бороться за правое дело. Это было для меня нравственной наградой."
Описание личного фонда Д.Д. Шостаковича в ЦГАЛИ см. в книге "Центральные государственный архив литературы и искусства СССР: Путеводитель: Искусство". - Москва, 1959 (Главное архивное управление), с 224-225. То же, Выпуск 3. - Москва, 1968, с. 253-254. То же, Выпуск 5. - Москва, 1982, с. 270-272.
Шостакович Д. Служение коммунистическим идеалам. - Советская культура, 2 ноября 1982.
____________________
I. Седьмая симфония родилась как прямой отклик на трагические потрясения войны. Композитор многократно и подробно разъаснял программный замысел произведения, подчеркивая его связь с конкретными событиями времени. Тем не менее, в новейшей литературе встречаются попытки сближения и даже прямого отождествления "Ленинградской" с возникшим в предвоенные годы и оставшимся неосуществлённым замыслом инструментально-вокальной симфонии о Ленине на слова Маяковского, Джамбула и тексты народных песен о второй половине 30-х Шостакович надолго переключился в сферу инструментальной музыки, главным образом, симфонии, и часто оповещал общественность о новых своих планах в этой области. После премьеры Пятой симфонии композитор заявил, что замысел следующей, Шестой симфонии связан с образом Ленина, а после появления Шестой сообщил, что Ленину будет посвящена следующая, Седьмая. Так с 1938 до весны 1941 года композитор многократно рассказывал о работе, посвящённой "гениальному вождю трудящегося человечества", каждый раз откладывая предполагаемые сроки её выполнения и сообщая о ней различные, довольно противоречивые и даже взаимоисключающие сведения*. Никаких реальных следов этого сочинения в рукописном наследии Шостаковича не обнаружено.
Процесс работы над Седьмой симфонией подробно и весьма полно зафиксирован в ряде печатных выступлений композиторас сентября 1941 года до первого исполнения симфонии в Москве (29 марта 1942 года), в многочисленных свидетельствах прессы и мемуарных материалах. Наиболее надёжными, абсолютно достоверными источниками для установления сроков работы над симфонией являются сохранившиеся предварительные автографы сочиненя, датированные автором, а также публикуемый в настоящем издании ч и с т о в о й автограф партитуры (ГЦММК, ф.32, ед. хр.2).
Полный черновой эскиз первой части (ЦГАЛИ, ф.2048, оп.1, ед. хр.8, л.л.1-4) имеет пометы, определяющие даты начала и конца работы: 19.VII.1941 и 29.VIII. В конце I части в чистовом автографе партитуры стоит дата: 3.IX.1941 Ленинград. Таким образом, вся работа от чернового эскиза до завершённой партитуры заняла около полутора месяцев между 19 июля и 3 сентября.
Первоначально симфония была задумана как большая одночастная композиция: "Я думал, что уложусь в одну часть", - вспоминал композитор*****. Однако вскоре после завешения первой части замысел разросся до полного четырёхчастного цикла.
См., например: Хентова С. Шостакович: Жизнь и творчество. Том 2. - Ленинград, 1986, с.20. Житомирский Д. Шостакович Официальный и подлинный: Воспоминания, материалы, наблюдения. - Журнал "Даугава", 1990. No.3, с.88-100, No.4. с.97-109. Лебединский Л. О некоторых музыкальных цитатах в произведениях Д. Шостаковича. - Новый мир, 1990, No.3, с.267. Все эти концепции восходят к версии С. Волкова, изложенной в его "Мемуарах Шостаковича" ("Zeugenaussage Die Memorien des Dmitrij Schostakowitsch. Ausgezeichnet und herausgegeben von S. Volkow". Hamburg, 1979, с. 175). При этом вопрос о времени написания симфонии невольно или намеренно путают с вопросом о её конкретном содержании и обобщённом смысле. Однако и в "Мемуарах" , даже если оставить в стороне вопрос об их подлинности, совершенно определённо сказано, что Шостакович писал её во время войны (см. Volkow, с.175).
Беседа с Д. Шостаковичем: К предстоящим концертам в Ростове. - Газета "Большевистская Смена" (г. Ростов-на-Дону), 30 марта 1941.
*См. Шостакович Д. Моя работа над Ленинской симфонией. - Литературная газета, 20 сентября 1938; М.Д. Новые работы композитора Д. Шостаковича. - Известия, 19 сентября 1938; Симфония памяти В.И. Ленина. - Советское искусство, 20 ноября 1938; Шостакович Д. Заметки композитора. - Литературная газета, 20 ноября 1938; Шестая симфония Д. Шостаковича. - Вечерняя Москва, 28 августа 1939; Новые работы Д. Шостаковича. - Ленинградская правда, 28 августа 1939; Оперы, симфонии, сюиты, концерты: Новые работы ленинградских композиторов. - Курортная газета (г. Сочи), 20 октября 1939; Шостакович Д. Увлекательная работа. - Ленинградская правда, 1 января 1940; Шостакович Д. Бессмертный образ. - Газета "Ленинские искры", 17 января 1940; Шостакович Д. Памяти вождя. - Ленинградская правда, 20 января 1940; Симфония, посвящённая В.И. Ленину. - Московский большевик, 14 ноября 1940. См. также примечание [к этому разделу - angl].
**См.,: Шостакоич Д. Ленинград - моя родина. - Советское искусство, 18 сентября 1941; Его же. Моя Седьмая симфония. - Вечерняя Москва, 8 октября 1941; Его же. В дни обороны Ленинграда. - Советское искусство, 9 октября 1941; Его же. Седьмая симфония. - Правда, 29 марта 1942.
***Rabinovich D. Dmitry Shostsakovich - composer. - Moskva, 1959, p.69.
____________________
I[a]. Первые наброски продолжения симфонии - несколько тактов трехстрочной партитуры - сохранились в нижней части последней, восьмой страницы эскиза I части (перечёркнуты автором). Поиск тематического материала запечатлелся и в двух зачёркнутых фрагментах, предваряющих начало эскиза II части (ЦГАЛИ, ф.2048, оп.1, ед. хр. 8, л.л. 5-7), датированного 8.IX.1941. В частности, на четвёртой сверху двухстрочной нотной системе записана тема, кое в чём уже отдалённо напоминающая основную темы Модерато [нотный пример в расшифровке М.Я. представляет собой "первоначальный черновой набросок начала второй части" в ми-миноре - angl]
Завершение II части в чистовой партитуре датировано: 17.IX. Ленинград. Начало III части в черновом эскизе не датировано, но естественно предположить, что сочинение её следовано сразу после завершения предыдущей. Время окончания партитуры III части обозначено также в чистовом автографе: 29.IX.Ленинград.
Наиболее проблематична датировка начала работы над финалом. Известно, что в начале октября 1941 года Шостакович с семьёй был эвакуирован из осаждённого Ленинграда в Москву, а затем переехал в Куйбышев. Находясь в Москве, он сыграл готовые части симфонии в редакции газеты "Советское искусство" 11 октября группе музыкантов. "Даже беглое прослушивание симфонии в фортепианном исполнении автора позволяет говорить о ней, как о явлении громадного масштаба", - свидетельствовал один из участников встречи и отмечал..., что "Финала симфонии ещё нет."
В октябре-ноябре 1941 года страна перeживала самый тяжёлый момент борьбы с захватчиками В этих условиях оптимистический финал, задуманный автором ("В финале хочется сказать о прекрасной будущей жизни, когда враг будет разбит"), не ложился на бумагу. Художник Николай Соколов, живший в Куйбышве по соседству с Шостаковичем, вспоминает: "Как-то я спросил Митю, почему он не кончает свою Седьмую Он ответил: "... Не могу пока писать... Гибнет столько наших людей!.." Зато с какой энергией и радостью он засел за работу сразу же после известия о разгроме фашистов под Москвой! Очень быстро была им закончена чуть ли не за две недели."Контрнаступление советских войск под Москвой началось 6 декабря, а первые значительные успехи принесло 9 и 16 декабря (освобождение городов Елец и Калинин). Сопоставление этих дат и срока работы, указываемого Соколовым (две недели), с датой окончания симфонии, проставленной в чистовой партитуре (27.XII.1941), позволяет с большой уверенностью отнести начало работы над финалом на середину декабря.
Нестьев И. Седьмая симфония Шостаковича. - "Советское искусство", 16 октября 1941.
Шостакович Д. В дни обороны Ленинграда. - "Советское искусство", 9 октября 1941.
*Соколов Н.А. Наброски по памяти. - Москва, 1984, с.57, подчёркнуто мной - М.Я.
____________________
II. Композитор рассматривал Седьмую как программное сочинение: "конкретной, почти сюжетной была программа моей симфонии, - писал он, - первоначально я предполагал даже предпослать каждой её части соответствующее наименование ("Война", "Воспоминание", "Родные просторы", "Победа"). Отсутствие этих подзаголовков, впрочем, не помешало многим слушателям довольно точно воспринять задуманную мною программу, особенно в первой части."Программный замысел определил некоторые особенности композиции и музыкального языка симфонии, в частности, её первой части, о чём также говорил сам автор: "Особые задачи, выдвигаемые определённой программой, могут привести и к особым вариантам той или иной традиционной формы, наиболее соответствующим данному содержанию. Мне лично пришлось при создании первой части отказаться от обычной сонатной разработки и дать вместо неё новый средний эпизод, изложенный в вариационном развитии. Такая форма, насколько мне известно, не часто встречается в симфонической музыке; замысел её родился у меня под воздействием программы (так же как и некоторые чисто изобразительные приёмы в эпизоде "нашествия")."**
Ещё до завершения симфонии Шостакович подробно рассказал о первых трёх частях: "Экспозиция первой части повествует о счастливой мирной жизни людей, уверенных в себе и в своём будущем. Это простая, мирная жизнь, какой до войны жили тысячи ленинградских ополченцев, весь город, вся наша страна.
В разработке в мирную жизнь этих людей врывается война. Я не стремлюсь к натуралистическому изображению войны, лязга оружия, разрыва снарядов, и т.п. Я стараюсь передать образ войны эмоционально. Собственно говоря, то, что я называю разработкой, является скорее эпизодом в первой части, так как она написана в форме, более всего приближающейся к рондо-сонате.
В репризе возвращаются те же темы, что были в экспозиции. Но здесь они носят совершенно другой характер. Реприза - траурный марш или, вернее, реквием о жертвах войны. Простые люди чтят память своих героев. Как мне нужны были слова для этого эпизода! Но нигде я их не мог найти. Был момент, когда я сам собирался их писать. Впрочем, теперь я даже рад, что слов нет, потому, что это очень осложнило бы партитуру. После реквиема идёт ещё более трагический эпизод. Я не знаю как охарактеризовать эту музыку. Может быть, в ней - слёзы матери или даже чувство, когда скорбь так велика, что слёз уже не остаётся. Эти два лирических фрагмента приводят к заключению первой части, к апофеозу жизни, солнца. В самом конце опять возникает отдалённый грохот, напоминающий о том, что война продолжается."
"Вторая и третья части симфонии не связаны какой-либо программой. Они предназначены, чтобы служить лирической разрядкой. Ещё Шекспир учил, что нельзя держать зрителя в состоянии постоянного напряжения. В этом смысле меня всегда восхищала сцена с могильщиками в "Гамлете". Вторая часть симфонии - очень лирическое скерцо. Юмора в ней маловато, но для меня она чем-то связана со скерцо из квинтета. Третья часть - патетическое адажио, драматический центр произведения."***
В статье, опубликованной уже после первого исполнения симфонии, Шостакович возвращается к истории её создания и рассказывает о чувствах и настроениях, владевших им во время работы:
"Начал я работать над симфонией в конце июля 1941 года. Закончил в конце декабря. Получилось большое по размерам сочинение. Длительность его 1 час 20 минут. Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Седьмая симфония - это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе.
В связи с событями 1941 года жизнь поставила вопрос о роли работников культуры в эти дни. Война, которую мы ведём с гитлеризмом, - самая справедливая. Мы защищаем свободу, честь и независимость родины. Мы боремся за лучшие в истории человеческие идеалы. Мы дерёмся за свою культуру, за науку, за искусство, за всё то, что мы создавали и строили. И советский художник никогда не будет стоять в стороне от той исторической схватки, которая сейчас ведётся между разумом и мракобесием, культурой и варварством, светом и тьмой.
Почти вся симфония была сочинена мной в моём родном городе - Ленинграде. В город рвались кровавые банды гитлеровских орд. Город подвергался бомбардировкам с воздуха, била вражеская артиллерия. Все ленинградцы дружно сплотились и вместе со славными воинами Красной Армии поклялись дать отпор зазнавшемуся врагу.
В эти дни я работал над симфонией. Работал много, напряжённо и быстро. Мне хотелось создать произведение о наших днях, жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества над врагом, которые делаются героями и побеждают. Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме и красоте. Во имя всего этого мы ведём жестокую борьбу...
Велико внимание всей нашей страны к вопросам культуры. В трудные дни войны новые музыкальные произведения разучиваются и исполняются. Новые драматические произведения ставятся в театрах. Художники работают над новыми картинами.
В военное время наша культура двигается вперёд и развивается. Работники культуры вместе со всем народом помогают Красной Армии громить врага. Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию."****
Шостакович Д. О подлинной и мнимой программности. - "Советская музыка", 1951, Но.5, с. 77.
там же
*Шостакович Д. В дни обороны Ленинграда. - "Советское искусство", 9 октября 1941. Близкие характеристики содержатся и в авторской аннотации, выпущенной к премьере симфонии, но содержание второй и третьей частей раскрыто в аннотации несколько подробнее: "Вторая часть - скерцо. Это довольно развитый и лирический эпизод. Тут воспоминания о каких-то приятных событиях, о радостных эпизодах. Всё это подёрнуто лёгкой дымкой грусти и мечтательности... Упоение жизнью, преклонение перед природой - вот мысли, заложенные в третьей части."
**Шостакович Д. Седьмая симфония. - "Правда", 29 марта 1942.
____________________
III. Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, во Дворце культуры. Исполнители" оркестр Большого театра СССР под управлением С. Самосуда, "Концерт транслировался по всем радиостанциям Советского Союза и за границу. Радиопередаче предшествовало выступление перед микрофоном Д. Шостаковича, рассказавшего радиослушателям о своей работе над Седьмой симфонией, о её характере и содержании."*
29 матра 1942 года Седьмая симфония впервые прозвучала в Москве, в Колонном зале Дома Союзов в исполнении оркестра Всесоюзного радио под управлением С. Самосуда. Затем последовали исполнения в Ташкенте, Новосибирске, Ереване.
9 августа состоялось исполнение симфонии в блокадном Ленинграде. В большом зале Ленинградской филармонии её исполнил Симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением К. Элиасберга.
19 июля 1942 года - ровно через год после того, как композитор приступил к её созданию! - Седьмая симфония была впервые исполнена в Нью-Йорке (США). Исполнители: оркестр Национальной Радиокорпорации NBC под управлением А Тосканини. Этот концерт транслировался всеми радиостанциями Соединённых штатов. В сезоне 1942 - 1943 гг. симфония была исполнена в США более 60 раз (дирижёры: С. Кусевицкий, Л Стоковский, А. Родзинский, Ю. Орманди, П. Монте, Ф. Сток, Г. Киндлер, Д. Митропулос, А. Штоссель).
В 1942 -1943 гг. симфония прозвучала также в Лондоне (дирижёр Г. Вуд), в Мексике (К. Чавес), Канаде ( Э. Макмиллан), Аргентине, Перу и Уругвае ( Ф. Буш). В сезоне 1945 -1946 гг. состоялись первые исполнения Седьмой симфонии в Париже (Ш. Мюнш), Праге, Белграде, Риме, Осло, Вене, Софии, Будапеште, Копенгагене, Кракове, Загребе.
В 1942 году за создание Седьмой симфонии Шостаковичу была присуждена Сталинская премия первой степени. В том же году в Москве вышло в свет первое издание партитуры симфонии.
*Первое открытое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. - "Правда", 6 марта 1942.
____________________
Манашир Якубов (1992)
Источник
К факсимильному изданию Седьмой ("Ленинградской") симфонии Шостаковича
Рукописные материалы Шостаковича представляют исключительную ценность для исследования творческого процесса от зарождения и формирования замысла до оформления окончательного текста произведения в чистовой рукописи, подготовленной автором к исполнению и изданию. Сохранилось значительное число автографов, отражающих различные последовательные стадии работы композитора: записи тематизма, первоначальные наброски, развернутые эскизы отдельных частей или целых сочинений, наконец, полные черновые рукописи, которые дополнительно дорабатывались при переписывании набело, в ходе репетиций и во время подготовки к печати.
Музыкальные рукописи Шостаковича находятся в основном в Москве : в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ, ф. 204) , в рукописном отделе Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки (ГЦММК, фонд 32) и в Архиве Шостаковича, основанном Ириной Антоновной
Написанная в первые месяцы войны Седьмая симфония занимает исключительное место в биографии композитора. Исполнение монументального произведения, написанного почти целиком в Ленинграде в условиях военной блокады способствовало сплочению антигитлеровской коалиции "Симфония особенно дорога мне тем, что как никогда раньше, я ощутил общественное значение своего труда, возможность учавствовать в справедливой войне средствами своего искусства, - говорил впоследствии Шостакович. - Не зря я работал: музыка помогала бороться за правое дело. Это было для меня нравственной наградой."
Описание личного фонда Д.Д. Шостаковича в ЦГАЛИ см. в книге "Центральные государственный архив литературы и искусства СССР: Путеводитель: Искусство". - Москва, 1959 (Главное архивное управление), с 224-225. То же, Выпуск 3. - Москва, 1968, с. 253-254. То же, Выпуск 5. - Москва, 1982, с. 270-272.
Шостакович Д. Служение коммунистическим идеалам. - Советская культура, 2 ноября 1982.
____________________
I. Седьмая симфония родилась как прямой отклик на трагические потрясения войны. Композитор многократно и подробно разъаснял программный замысел произведения, подчеркивая его связь с конкретными событиями времени. Тем не менее, в новейшей литературе встречаются попытки сближения и даже прямого отождествления "Ленинградской" с возникшим в предвоенные годы и оставшимся неосуществлённым замыслом инструментально-вокальной симфонии о Ленине на слова Маяковского, Джамбула и тексты народных песен о второй половине 30-х Шостакович надолго переключился в сферу инструментальной музыки, главным образом, симфонии, и часто оповещал общественность о новых своих планах в этой области. После премьеры Пятой симфонии композитор заявил, что замысел следующей, Шестой симфонии связан с образом Ленина, а после появления Шестой сообщил, что Ленину будет посвящена следующая, Седьмая. Так с 1938 до весны 1941 года композитор многократно рассказывал о работе, посвящённой "гениальному вождю трудящегося человечества", каждый раз откладывая предполагаемые сроки её выполнения и сообщая о ней различные, довольно противоречивые и даже взаимоисключающие сведения*. Никаких реальных следов этого сочинения в рукописном наследии Шостаковича не обнаружено.
Процесс работы над Седьмой симфонией подробно и весьма полно зафиксирован в ряде печатных выступлений композиторас сентября 1941 года до первого исполнения симфонии в Москве (29 марта 1942 года), в многочисленных свидетельствах прессы и мемуарных материалах. Наиболее надёжными, абсолютно достоверными источниками для установления сроков работы над симфонией являются сохранившиеся предварительные автографы сочиненя, датированные автором, а также публикуемый в настоящем издании ч и с т о в о й автограф партитуры (ГЦММК, ф.32, ед. хр.2).
Полный черновой эскиз первой части (ЦГАЛИ, ф.2048, оп.1, ед. хр.8, л.л.1-4) имеет пометы, определяющие даты начала и конца работы: 19.VII.1941 и 29.VIII. В конце I части в чистовом автографе партитуры стоит дата: 3.IX.1941 Ленинград. Таким образом, вся работа от чернового эскиза до завершённой партитуры заняла около полутора месяцев между 19 июля и 3 сентября.
Первоначально симфония была задумана как большая одночастная композиция: "Я думал, что уложусь в одну часть", - вспоминал композитор*****. Однако вскоре после завешения первой части замысел разросся до полного четырёхчастного цикла.
См., например: Хентова С. Шостакович: Жизнь и творчество. Том 2. - Ленинград, 1986, с.20. Житомирский Д. Шостакович Официальный и подлинный: Воспоминания, материалы, наблюдения. - Журнал "Даугава", 1990. No.3, с.88-100, No.4. с.97-109. Лебединский Л. О некоторых музыкальных цитатах в произведениях Д. Шостаковича. - Новый мир, 1990, No.3, с.267. Все эти концепции восходят к версии С. Волкова, изложенной в его "Мемуарах Шостаковича" ("Zeugenaussage Die Memorien des Dmitrij Schostakowitsch. Ausgezeichnet und herausgegeben von S. Volkow". Hamburg, 1979, с. 175). При этом вопрос о времени написания симфонии невольно или намеренно путают с вопросом о её конкретном содержании и обобщённом смысле. Однако и в "Мемуарах" , даже если оставить в стороне вопрос об их подлинности, совершенно определённо сказано, что Шостакович писал её во время войны (см. Volkow, с.175).
Беседа с Д. Шостаковичем: К предстоящим концертам в Ростове. - Газета "Большевистская Смена" (г. Ростов-на-Дону), 30 марта 1941.
*См. Шостакович Д. Моя работа над Ленинской симфонией. - Литературная газета, 20 сентября 1938; М.Д. Новые работы композитора Д. Шостаковича. - Известия, 19 сентября 1938; Симфония памяти В.И. Ленина. - Советское искусство, 20 ноября 1938; Шостакович Д. Заметки композитора. - Литературная газета, 20 ноября 1938; Шестая симфония Д. Шостаковича. - Вечерняя Москва, 28 августа 1939; Новые работы Д. Шостаковича. - Ленинградская правда, 28 августа 1939; Оперы, симфонии, сюиты, концерты: Новые работы ленинградских композиторов. - Курортная газета (г. Сочи), 20 октября 1939; Шостакович Д. Увлекательная работа. - Ленинградская правда, 1 января 1940; Шостакович Д. Бессмертный образ. - Газета "Ленинские искры", 17 января 1940; Шостакович Д. Памяти вождя. - Ленинградская правда, 20 января 1940; Симфония, посвящённая В.И. Ленину. - Московский большевик, 14 ноября 1940. См. также примечание [к этому разделу - angl].
**См.,: Шостакоич Д. Ленинград - моя родина. - Советское искусство, 18 сентября 1941; Его же. Моя Седьмая симфония. - Вечерняя Москва, 8 октября 1941; Его же. В дни обороны Ленинграда. - Советское искусство, 9 октября 1941; Его же. Седьмая симфония. - Правда, 29 марта 1942.
***Rabinovich D. Dmitry Shostsakovich - composer. - Moskva, 1959, p.69.
____________________
I[a]. Первые наброски продолжения симфонии - несколько тактов трехстрочной партитуры - сохранились в нижней части последней, восьмой страницы эскиза I части (перечёркнуты автором). Поиск тематического материала запечатлелся и в двух зачёркнутых фрагментах, предваряющих начало эскиза II части (ЦГАЛИ, ф.2048, оп.1, ед. хр. 8, л.л. 5-7), датированного 8.IX.1941. В частности, на четвёртой сверху двухстрочной нотной системе записана тема, кое в чём уже отдалённо напоминающая основную темы Модерато [нотный пример в расшифровке М.Я. представляет собой "первоначальный черновой набросок начала второй части" в ми-миноре - angl]
Завершение II части в чистовой партитуре датировано: 17.IX. Ленинград. Начало III части в черновом эскизе не датировано, но естественно предположить, что сочинение её следовано сразу после завершения предыдущей. Время окончания партитуры III части обозначено также в чистовом автографе: 29.IX.Ленинград.
Наиболее проблематична датировка начала работы над финалом. Известно, что в начале октября 1941 года Шостакович с семьёй был эвакуирован из осаждённого Ленинграда в Москву, а затем переехал в Куйбышев. Находясь в Москве, он сыграл готовые части симфонии в редакции газеты "Советское искусство" 11 октября группе музыкантов. "Даже беглое прослушивание симфонии в фортепианном исполнении автора позволяет говорить о ней, как о явлении громадного масштаба", - свидетельствовал один из участников встречи и отмечал..., что "Финала симфонии ещё нет."
В октябре-ноябре 1941 года страна перeживала самый тяжёлый момент борьбы с захватчиками В этих условиях оптимистический финал, задуманный автором ("В финале хочется сказать о прекрасной будущей жизни, когда враг будет разбит"), не ложился на бумагу. Художник Николай Соколов, живший в Куйбышве по соседству с Шостаковичем, вспоминает: "Как-то я спросил Митю, почему он не кончает свою Седьмую Он ответил: "... Не могу пока писать... Гибнет столько наших людей!.." Зато с какой энергией и радостью он засел за работу сразу же после известия о разгроме фашистов под Москвой! Очень быстро была им закончена чуть ли не за две недели."Контрнаступление советских войск под Москвой началось 6 декабря, а первые значительные успехи принесло 9 и 16 декабря (освобождение городов Елец и Калинин). Сопоставление этих дат и срока работы, указываемого Соколовым (две недели), с датой окончания симфонии, проставленной в чистовой партитуре (27.XII.1941), позволяет с большой уверенностью отнести начало работы над финалом на середину декабря.
Нестьев И. Седьмая симфония Шостаковича. - "Советское искусство", 16 октября 1941.
Шостакович Д. В дни обороны Ленинграда. - "Советское искусство", 9 октября 1941.
*Соколов Н.А. Наброски по памяти. - Москва, 1984, с.57, подчёркнуто мной - М.Я.
____________________
II. Композитор рассматривал Седьмую как программное сочинение: "конкретной, почти сюжетной была программа моей симфонии, - писал он, - первоначально я предполагал даже предпослать каждой её части соответствующее наименование ("Война", "Воспоминание", "Родные просторы", "Победа"). Отсутствие этих подзаголовков, впрочем, не помешало многим слушателям довольно точно воспринять задуманную мною программу, особенно в первой части."Программный замысел определил некоторые особенности композиции и музыкального языка симфонии, в частности, её первой части, о чём также говорил сам автор: "Особые задачи, выдвигаемые определённой программой, могут привести и к особым вариантам той или иной традиционной формы, наиболее соответствующим данному содержанию. Мне лично пришлось при создании первой части отказаться от обычной сонатной разработки и дать вместо неё новый средний эпизод, изложенный в вариационном развитии. Такая форма, насколько мне известно, не часто встречается в симфонической музыке; замысел её родился у меня под воздействием программы (так же как и некоторые чисто изобразительные приёмы в эпизоде "нашествия")."**
Ещё до завершения симфонии Шостакович подробно рассказал о первых трёх частях: "Экспозиция первой части повествует о счастливой мирной жизни людей, уверенных в себе и в своём будущем. Это простая, мирная жизнь, какой до войны жили тысячи ленинградских ополченцев, весь город, вся наша страна.
В разработке в мирную жизнь этих людей врывается война. Я не стремлюсь к натуралистическому изображению войны, лязга оружия, разрыва снарядов, и т.п. Я стараюсь передать образ войны эмоционально. Собственно говоря, то, что я называю разработкой, является скорее эпизодом в первой части, так как она написана в форме, более всего приближающейся к рондо-сонате.
В репризе возвращаются те же темы, что были в экспозиции. Но здесь они носят совершенно другой характер. Реприза - траурный марш или, вернее, реквием о жертвах войны. Простые люди чтят память своих героев. Как мне нужны были слова для этого эпизода! Но нигде я их не мог найти. Был момент, когда я сам собирался их писать. Впрочем, теперь я даже рад, что слов нет, потому, что это очень осложнило бы партитуру. После реквиема идёт ещё более трагический эпизод. Я не знаю как охарактеризовать эту музыку. Может быть, в ней - слёзы матери или даже чувство, когда скорбь так велика, что слёз уже не остаётся. Эти два лирических фрагмента приводят к заключению первой части, к апофеозу жизни, солнца. В самом конце опять возникает отдалённый грохот, напоминающий о том, что война продолжается."
"Вторая и третья части симфонии не связаны какой-либо программой. Они предназначены, чтобы служить лирической разрядкой. Ещё Шекспир учил, что нельзя держать зрителя в состоянии постоянного напряжения. В этом смысле меня всегда восхищала сцена с могильщиками в "Гамлете". Вторая часть симфонии - очень лирическое скерцо. Юмора в ней маловато, но для меня она чем-то связана со скерцо из квинтета. Третья часть - патетическое адажио, драматический центр произведения."***
В статье, опубликованной уже после первого исполнения симфонии, Шостакович возвращается к истории её создания и рассказывает о чувствах и настроениях, владевших им во время работы:
"Начал я работать над симфонией в конце июля 1941 года. Закончил в конце декабря. Получилось большое по размерам сочинение. Длительность его 1 час 20 минут. Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Седьмая симфония - это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе.
В связи с событями 1941 года жизнь поставила вопрос о роли работников культуры в эти дни. Война, которую мы ведём с гитлеризмом, - самая справедливая. Мы защищаем свободу, честь и независимость родины. Мы боремся за лучшие в истории человеческие идеалы. Мы дерёмся за свою культуру, за науку, за искусство, за всё то, что мы создавали и строили. И советский художник никогда не будет стоять в стороне от той исторической схватки, которая сейчас ведётся между разумом и мракобесием, культурой и варварством, светом и тьмой.
Почти вся симфония была сочинена мной в моём родном городе - Ленинграде. В город рвались кровавые банды гитлеровских орд. Город подвергался бомбардировкам с воздуха, била вражеская артиллерия. Все ленинградцы дружно сплотились и вместе со славными воинами Красной Армии поклялись дать отпор зазнавшемуся врагу.
В эти дни я работал над симфонией. Работал много, напряжённо и быстро. Мне хотелось создать произведение о наших днях, жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества над врагом, которые делаются героями и побеждают. Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме и красоте. Во имя всего этого мы ведём жестокую борьбу...
Велико внимание всей нашей страны к вопросам культуры. В трудные дни войны новые музыкальные произведения разучиваются и исполняются. Новые драматические произведения ставятся в театрах. Художники работают над новыми картинами.
В военное время наша культура двигается вперёд и развивается. Работники культуры вместе со всем народом помогают Красной Армии громить врага. Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию."****
Шостакович Д. О подлинной и мнимой программности. - "Советская музыка", 1951, Но.5, с. 77.
там же
*Шостакович Д. В дни обороны Ленинграда. - "Советское искусство", 9 октября 1941. Близкие характеристики содержатся и в авторской аннотации, выпущенной к премьере симфонии, но содержание второй и третьей частей раскрыто в аннотации несколько подробнее: "Вторая часть - скерцо. Это довольно развитый и лирический эпизод. Тут воспоминания о каких-то приятных событиях, о радостных эпизодах. Всё это подёрнуто лёгкой дымкой грусти и мечтательности... Упоение жизнью, преклонение перед природой - вот мысли, заложенные в третьей части."
**Шостакович Д. Седьмая симфония. - "Правда", 29 марта 1942.
____________________
III. Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, во Дворце культуры. Исполнители" оркестр Большого театра СССР под управлением С. Самосуда, "Концерт транслировался по всем радиостанциям Советского Союза и за границу. Радиопередаче предшествовало выступление перед микрофоном Д. Шостаковича, рассказавшего радиослушателям о своей работе над Седьмой симфонией, о её характере и содержании."*
29 матра 1942 года Седьмая симфония впервые прозвучала в Москве, в Колонном зале Дома Союзов в исполнении оркестра Всесоюзного радио под управлением С. Самосуда. Затем последовали исполнения в Ташкенте, Новосибирске, Ереване.
9 августа состоялось исполнение симфонии в блокадном Ленинграде. В большом зале Ленинградской филармонии её исполнил Симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением К. Элиасберга.
19 июля 1942 года - ровно через год после того, как композитор приступил к её созданию! - Седьмая симфония была впервые исполнена в Нью-Йорке (США). Исполнители: оркестр Национальной Радиокорпорации NBC под управлением А Тосканини. Этот концерт транслировался всеми радиостанциями Соединённых штатов. В сезоне 1942 - 1943 гг. симфония была исполнена в США более 60 раз (дирижёры: С. Кусевицкий, Л Стоковский, А. Родзинский, Ю. Орманди, П. Монте, Ф. Сток, Г. Киндлер, Д. Митропулос, А. Штоссель).
В 1942 -1943 гг. симфония прозвучала также в Лондоне (дирижёр Г. Вуд), в Мексике (К. Чавес), Канаде ( Э. Макмиллан), Аргентине, Перу и Уругвае ( Ф. Буш). В сезоне 1945 -1946 гг. состоялись первые исполнения Седьмой симфонии в Париже (Ш. Мюнш), Праге, Белграде, Риме, Осло, Вене, Софии, Будапеште, Копенгагене, Кракове, Загребе.
В 1942 году за создание Седьмой симфонии Шостаковичу была присуждена Сталинская премия первой степени. В том же году в Москве вышло в свет первое издание партитуры симфонии.
*Первое открытое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. - "Правда", 6 марта 1942.
____________________
Манашир Якубов (1992)
Источник
Исполняет: Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии, дирижёр Марис Янсонс.
Марис (Марис Арвидович) Янсонс (латыш. Mariss Ivars Georgs Jansons; 14 января 1943, Рига) — советский и российский дирижёр, сын Арвида Янсонса. [spoiler="Дирижёр: Mariss Ivars Georgs Jansons"]
Марис (Марис Арвидович) Янсонс (латыш. Mariss Ivars Georgs Jansons; 14 января 1943, Рига) — советский и российский дирижёр, сын Арвида Янсонса. [spoiler="Дирижёр: Mariss Ivars Georgs Jansons"]
Мать Янсонса — оперная певица Ираида Германовна Янсонс, родила его в укрытии, в котором, будучи еврейкой, скрывалась в годы оккупации Риги войсками нацистской Германии. Все родственники Янсонса по материнской линии погибли в Холокосте.
В детстве обучался у отца игре на скрипке.
В 1962 году окончил специальную музыкальную школу при Ленинградской государственной консерватории и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию в классы фортепиано и дирижирования Николая Рабиновича.
С 1969 по 1972 год совершенствовался в Вене у Ганса Сваровски и в Зальцбурге у Герберта фон Караяна. После победы Янсонса на Караяновском конкурсе дирижёров в Берлине в 1971 году, Караян предложил молодому музыканту стать его ассистентом в Берлинской филармонии, однако советские власти наложили на это запрет.
Два года спустя Янсонс получил место ассистента дирижёра оркестра Ленинградской филармонии, c 1985 — ассистент главного дирижёра (Евгения Мравинского).
С 1979 года занимал место музыкального руководителя оркестра Филармонии Осло, за время работы с коллективом (до 2000) значительно поднял его исполнительский уровень, доведя его до мировых стандартов. С этим оркестром Янсонс выступал в Карнеги-холле, на Зальцбургском фестивале, в Токио и на других концертных площадках, а также сделал ряд записей сочинений русских и европейских композиторов, в том числе всех симфоний Чайковского, оркестровых произведений Дворжака, Сибелиуса и других авторов.
Среди других коллективов, с которыми работал Янсонс — оркестр Концертгебау, Берлинский филармонический оркестр, симфонический оркестр Баварского радио, Чикагский, Кливлендский и Питтсбургский симфонические оркестры. С 1992 работает также в Латвии, являясь руководителем Латвийского национального оркестра.
С 1994 сотрудничает с Венским филармоническим оркестром. В 2006 и в 2012 дирижировал Новогодним концертом.
С 2004 года и по настоящее время является главным дирижером нидерландского Концертгебау.
Творчество:
Репертуар Янсонса очень широк, однако основу его составляют сочинения композиторов XIX и начала XX века — Берлиоза, Малера, Сибелиуса, Рахманинова. Игру оркестра под его управлением отличает яркость звучания, глубина понимания замысла композитора, точное следование нюансам. Как глава Филармонического оркестра Осло стал обладателем норвежского Королевского ордена почёта.
Многочисленные диски Янсонса пользуются большой популярностью и неоднократно удостаивались различных наград. Записал цикл всех симфоний и концертов Рахманинова с ЗКР АСО СПб филармонии, все симфонии Шостаковича с несколькими ведущими оркестрами Европы и Америки.
Янсонс ведёт активную преподавательскую деятельность, выступает на радио и телевидении, с 1995 работает в Петербургской консерватории, где преподаёт дирижирование и руководит студенческим симфоническим оркестром.
Награды и звания:
Профессор кафедры дирижирования Санкт-Петербургской консерватории;
Народный артист России;
Лауреат Международного конкурса Фонда Герберта фон Караяна (Берлин, 1971);
Лауреат Премии года Андерса (Норвегия);
Кавалер Звезды Королевского ордена «За заслуги» (Норвегия, 1995);
Почётный член Королевской Академии музыки в Лондоне (1999);
Почётный член Общества друзей музыки в Вене;
Премия «Грэмми» за исполнение Тринадцатой симфонии Шостаковича) (2005);
знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2013);
Премия Эрнста фон Сименса (2013);
Рыцарь Ордена Нидерландского льва (Нидерланды, 2013).
Сайт Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича здесь и здесь
[/spoiler]